Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена очевидным повышением роли гражданского общества в лице его институтов, групп интересов, добровольных объединений граждан, самоорганизующихся для реализации и защиты и своих личных интересов и прав, общих целей.
Во взаимоотношениях институтов гражданского общества и структур государственного и муниципального управления важное место занимают молодежные организации. Это обуславливается особой ролью молодежи в любом обществе, а особенно, развивающемся стремительно и с необходимостью ориентированности на инновации.
В связи с этим, А.В. Андреев подчеркивает, что настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более, чем когда-либо, открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Он отмечает, что молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен.
Между тем, по ряду причин, таких как: незаинтересованность власти в работе с молодежью, недостаток мотивации у членов общественных организаций к участию в молодежной политике, неразвитость нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие органов власти и молодежных общественных организаций, нехватка социально значимых молодежных проектов взаимодействие между органами власти и молодежными организациями налажено не вполне эффективно. Значимостью решения данной проблемы обусловлен выбор темы работы.
Степень изученности темы исследования. Изучение молодежной активности представлено в работах таких ученых как: А. Клименко, А. Мухин, А. Степанов и другие. Базовой для анализа взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями стала работа И. Ильинского, в которой дается подробная характеристика состояния современной молодежной политики, указывается на основные ее недостатки и предлагаются оптимальные пути их устранения.
Цель исследования - исследовать социальные проблемы молодежи в современных условиях.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность молодежи;
раскрыть социальные проблемы современной российской молодежи;
рассмотреть ценности и проблемы современной молодежи;
выявить социальные проблемы молодежи.
Объектом исследования в работе выступают социальные проблемы молодежи.
Предметом исследования являются социальные проблемы молодежи в современных условиях.
В качестве методов исследования при написании работы использовались следующие: обобщение, системный и структурно-функциональный анализ, наблюдение, анализ документов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие и сущность молодежи
Молодежь, как составная часть и отдельная социальная группа, обладает определенными особенностями, которые определяют ее роль и место в социальной структуре российского общества. Главная особенность данной социальной группы состоит в том, что именно молодежь в ближайшей и отдаленной перспективе будет определять место и роль России в мировом сообществе [38, с. 37].
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 годами и даже позже [25].
Таким образом, молодежная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую и политическую жизнь страны и общества. Одним из важнейших направлений внутренней политики является молодежная политика, которая опосредует деятельность системы публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях по созданию благоприятной среды для всестороннего развития молодого поколения, реализации его потенциала, активного включения его в социально-экономические, культурные и политические отношения для прогрессивного преобразования общества и обеспечения социально-экономического развития территорий, образующих государство.
Можно выделить следующие цели государственной молодежной политики применительно к нашей стране:
всестороннее воспитание и содействие к духовному, культурному, образовательному, профессиональному становлению, нравственному и физическому развитию молодежи;
создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии современного общества;
социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодых людей;
расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути
Национальная молодежная политика основана на следующих принципах:
– государственные, общественные и индивидуальные интересы в разработке и реализации национальной политики для молодежи должны сочетаться;
– приоритет программ и мероприятий, направленных на реализацию общественных молодежных инициатив;
участие молодежи в общественной жизни, в разработке и реализации общественных инициатив в отношении молодежной политики, государственной молодежной политики;
– государство должно обеспечивать правовую и социальную защиту молодежи;
– принятие различных подходов и методов для охраны и защиты молодежи на разных уровнях без ограничения прав и свобод несовершеннолетних;
– признание молодых людей определенной социальной группой, имеющей специальный статус и специфические интересы и потребности;
– обеспечение гарантированного минимального количества социальных услуг для молодых граждан, включая образование, профессиональную подготовку, физическое и умственное развитие, здравоохранение, профессиональную занятость, масштаб, качество и количество которых должны дать необходимую подготовку к их самостоятельной жизни; – признание и поддержка не только государственных, но и общественных, частных и самодеятельных форм обучения, получения профессионального образования, работы, социальной защиты, рекреации и досуга молодежи.
Значение государственной молодежной политики определяется тем обстоятельством, что от уровня развития молодого поколения, от степени реализации потенциала молодого поколения зависит будущее общества и государства, в том числе развитие экономики, культуры, политики. Именно поэтому демократическое правовое социальное государство должно создавать благоприятную среду для развития личности, поддерживать молодое поколение, его инициативы для обеспечения будущего прогрессивного развития общества и государства [29, с. 40].
Эффективность государственной молодежной политики во многом связана с эффективностью организации процессов:
Координация усилий должностных лиц и органов публичного управления федерального, регионального и муниципального уровней;
Взаимодействия системы публичного управления с институтами гражданского общества, коммерческими организациями и пр.
Для обеспечения эффективного взаимодействия государства и общества в решении задач по формированию благоприятной среды для развития молодого поколения разрабатываются и реализуются стратегические программные документы, которые объединяют усилия и ресурсы государства и общества, позволяют эффективно обеспечивать права личности на всестороннее развитие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета. – 1995. – 30 июня.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. – 1999. – 29 июня.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 29 июля.
5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. – 2014. – 30 ноября.
6. Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года №70-З «О Молодежной политике в Нижегородской области» // Российская газета. – 1997. – 28 апреля.
7. Андреев, А.В. Основы региональной экономики: учеб. пособие / А.В. Андреев. – М.: КноРус, 2019. – 336 с.
8. Андреев, А.В. Региональная экономика: учебник / А.В. Андреев. – СПб.: Питер, 2020. – 464 с.
9. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. – 2019. – № 1 – С. 28.
10. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / О.С. Белокрылова. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 240 с.
11. Белокрылова, О.С. Региональная экономика: учеб. пособие / О.С. Белокрылова. – М.: Инфра–М, 2019. – 240 с.
12. Белоусов, А.В. Зарубежный опыт в управлении государственной молодежной политикой / А.В. Белоусов // Современные научные исследования и разработки. – 2021. – № 9 (26). – С. 85-87.
13. Белоусов, А.В. Молодежный парламентаризм как способ развития системы управления молодежной политикой / А.В. Белоусов // Вестник современных исследований. – 2021. – № 10.4 (25). – С. 47-50.
14. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
15. Видякова, Ю.Е. Роль и значение молодежной политики в современной России / Ю.Е. Видякова // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2020. – № 3. – С. 20-21.
16. Видяпин, В.И. Региональная экономика: учебник / В.И. Видяпин. – М.: Инфра-М, 2019. – 666 с.
17. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 239 с.
18. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций / Н.С. Гегедюш. – М.: Юрайт, 2021. – 238 с.
19. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
20. Дарбинян, А.А. К вопросу о реализации государственной молодежной политики Российской Федерации / А.А. Дарбинян // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 12. – С. 21-24.
21. Дегтярёв, А.В. Пути совершенствования государственной молодежной политики / А.В. Дегтярев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – №16. – 2019. – С. 12.
22. Дудиева, М.Н. Европейская молодежная политика в посткризисный период / М.Н. Дудиева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 5 (71). – С. 162-164.
23. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2019. – 256 с.
24. Зеленкова, М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах / М.М. Зеленкова // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 3.
25. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России: учеб. пособие / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 382 с.
26. Калинкина, М.Ю. Российская государственность в интересах молодого поколения / М.Ю. Калинкина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 6.
27. Коваленко, Е.Г. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2021. – 406 с.
28. Меркулов, П.А. Реализация государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации / П.А. Меркулов, Е.С. Бакалдина, Е.Н. Малик, А.Л. Елисеев // Власть. – 2019. – №9. – С. 12-15.
29. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 684 с.
30. Назаренко, Н.Ю. Государственное и муниципальное управление: учеб.пособие / Н.Ю. Назаренко. – М.: Приор, 2021. – 160 с.
31. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2021. – 556 с.
32. Никитенко, А.И. Молодежная политика в Европейском союзе: современное состояние / А.И. Никитенко // PolitBook. – 2020. – №3.
33. Певцова, Е.А. Роль молодежи в современном правовом обществе / Е.А. Певцова // Гражданин и право. – 2021. – № 1.
34. Певцова, Е.А. Роль молодежи в современном правовом обществе / Е.А. Певцова // Гражданин и право. – 2019. - № 1.
35. Подсумкова, А.А. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / А.А. Подсумкова, С.В. Сергушко, Н.С. Гегедюш, Е. Масленникова. – М.: Высшее образование, 2020. – 211 с.
36. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
37. Прокофьев, О.В. Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. / О.В. Прокофьев, С.Е. Прокофьев. – М.: Юстицинформ, 2019. – 453 с.
38. Рукина, И.М. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / И.М. Рукина. – М.: Международный университет в Москве, 2019. – 250 с.
39. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
40. Холопов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В.А. Холопов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 354 с.